Раз никто не хочет мне говорить, о чем стоит сюда писать, а о чем нет , то помучаю вас еще своими опусами (носящими, пожалуй, несколько прикладной характер) - пока не выгонят )) Но поскольку совесть у меня все же есть , убираю все это под кат:
Так вот. Детские мультфильмы, как правило, направлены на определение критериев добра и зла для данного возрастного сектора аудитории . Вот это, сразу ясно юному зрителю, хороший герой, и он непременно настучит по рогам вон тому плохому дядьке в самом конце нашей истории. Причем в середине рассказа может даже показаться, что злобно ухмыляющееся зло взяло верх, герои потерпели поражение, надежда утрачена навсегда - но нет, собрав все свои последние силенки, измученное добро все-таки мужественно преодолевает все невзгоды
Что возвращает нас к тому, что именно не нравится местами в диснеевских фильмах – если персонаж злодей, то у него даже челюсть злодейской формы, более того, он злобно приплясывает и поет таким голосом, чтобы даже самые распоследние тупицы поняли, что от него ничего хорошего ждать не приходится. Но современные дети далеко не таковы – они понимают вещи гораздо глубже и проницательнее, чем некоторые взрослые, дожившие до своих седин. Так, например, пойдя вчера с бабушкой на выставку мишек, дочь проскочила ее за пять минут, зато затормозила у соседней выставки картин – с глубоким философским и местами парадоксальным осмыслением действительности; возвращалась к ним раза три, а вечером с большим увлечением про них рассказывала…
Так вот, мультик В «Доме-монстре» поначалу мы наблюдаем все классические признаки зла – ужасного, пугающего и необъяснимого. Главный злодей угрюм, молчалив и терроризирует попадающихся под руку детей со страшной силой. Но вот тут и начинается отличие современных историй - неожиданно выясняется, что злодея, как такового, в нашей истории и нет. Его агрессия была вынужденной мерой защиты самих же детей от ужасного призрака. Более того, через некоторое время выясняется, что и призрак был всего лишь потерянной душой женщины, сугубо несчастной при жизни – и никто, в сущности, не виноват, так уж сложилось.
То же самое я наблюдаю, кстати, и у японского режиссера Хайяо Миядзаки, у которого страшные враги и ужасные колдуньи вдруг оборачиваются для героев другой стороной – неожиданно оказывается, что они такие же, как и наши герои, где-то плохие, где-то хорошие, но в них нет универсального зла. Эта возрастающая тенденция отказа от черно-белого разграничения мира именно в детских историях на мой взгляд, очень показательна. И я не смогу, пожалуй, рассказать вам свое ощущение необычайной важности этого процесса, но я чувствую его – как сквозняк от где-то приоткрытой двери :-)
Поэтому и пишу вам здесь, в этом таинственном месте, такую длинную историю о, казалось бы, обычных детских мульфильмах